Для ТЕБЯ - христианская газета

Брахманизм и Христианство часть 1
Теология

Начало О нас Статьи Христианское творчество Форум Чат Каталог-рейтинг
Начало | Поиск | Статьи | Отзывы | Газета | Христианские стихи, проза, проповеди | WWW-рейтинг | Форум | Чат
 


 Новая рубрика "Статья в газету": напиши статью - получи гонорар!

Новости Христианского творчества в формате RSS 2.0 Все рубрики [авторы]: Проза [а] Поэзия [а] Для детей [а] Драматургия [а] -- Статья в газету!
Публицистика [а] Проповеди [а] Теология [а] Свидетельство [а] Крик души [а] - Конкурс!
Найти Авторам: правила | регистрация | вход

[ ! ]    версия для печати

Брахманизм и Христианство часть 1


Часть 1. Брахманизм, Буддизм и Христианство.

Не создаю, но передаю.

Предисловие.

Недавно мне подарили небольшую книжицу, в коей я обнаружил лекции, проповеди и беседы православного священника,невинно убиенного протоирея Александра Меня, и поблагодарил Господа. Эти проповеди и беседы были когда-то (в 90-е годы прошлого века) записаны на магнитофоны прихожанами, а вот только сейчас были любовно собраны и выпущены в печатном издании. Одна из лекций меня заинтересовала больше чем остальные, и я решил разместить её на этом сайте, считая что она будет интересна не только мне. Что-то я в ней сократил, что-то прибавил от себя, но не настолько, чтобы её испортить "отсебятиной", а так, чуть подкорректировал её в духе нынешнего времени. (Александр Мень."Тайна жизни и смерти". издат. дом "Жизнь с Богом". Москва, 2008г.стр 50).

*****************************************************************************
С большим смущением подхожу к этой теме, во-первых, потому, что сегодня она волнует и занимает многих, но, боюсь, занимает не так, как хотелось бы. Во-вторых, эта тема необъятная, и потому будут затронуты лишь некоторые аспекты этой серьёзной проблемы. В-третьих, боюсь разочаровать тех, кто в порыве этакого правоверного энтузиазма захочет услышать от меня анафемы или призывы, столь любезные сердцу охотника на ведьм.
Я принципиальный защитник терпимости, веротерпимости. Ко всем взглядам стараюсь относиться достаточно объективно. Поэтому буду вам рассказывать о воззрениях, которые не разделяю, отнюдь не клеймя их и не унижая.
Точно так же, вероятно, разочарую тех, кто думает услышать от меня, что христианство готово на какой-то компромисс, синтез с рядом восточных идей, которые несовместимы с ним. Одним словом, я бы хотел коснуться вопросов, которые сейчас стали острыми, которые волнуют людей и обсуждаются. Сначала в контексте темы – бессмертия души.

Учение о бессмертии является характерной особенностью всех религиозных воззрений, значительной части философских систем, и это учение опирается на серьёзные выводы науки, на выводы психологии, философии. Это не просто легковерное отношение к действительности и не отвлечённая идея, а идея, прошедшая через человеческий опыт и разум. Она настолько глубоко вошла в человеческое сознание, что даже человек, который умом отрицает бессмертие, на самом деле в него верит, ибо не может вообразить себе небытия, полного уничтожения своей личности.
Среди различных точек зрения на форму бессмертия мы встречаем одну теорию, получившую распространение в конце позапрошлого века и сейчас у нас, в некоторых кругах нашей страны, да и в С.Ш.А. Эта теория, которая у греков называлась "метемпсихоза", в Индии – "сансара", обычно называется «переселение душ», "реинкарнация", или перевоплощение.
Когда говорят о перевоплощении, надо помнить, что этот взгляд очень редко встречается в истории духа, это своего рода исключение, потому что девяносто процентов мировых религий и философий стоит вне этой доктрины. Ислам не знает учения о перевоплощении; религии древнего Востока – Ассирии, Вавилона, Персии, Финикии – не знают этого воззрения; Заратустрийской религии также чуждо это учение; по существу, кроме индийской религии и некоторых отдельных, частных всплесков в Греции – этого учения религиозное мировое сознание не имеет. И даже если мы встанем на теософскую точку зрения, утверждающую, что во всех религиях одна истина, будет очевидно, что здесь оно является исключением.

Учение о перевоплощении возникло в ограниченном регионе, среди определённого этнического населения, в районе между Индийским субконтинентом и Австралией.
Впоследствии, когда племена Ариев пришли в Индию, около 2000года до нашей эры, они постепенно заимствовали концепцию переселения душ, но сами предки Ариев этой доктрины не знали. Древнейший памятник религии тех времён – «Ригведа» - ещё не знает теории переселения душ. И только потом, в начале 1 тысячелетия до н. э. в Упанишадах, в частности, в Брихадараньяки-Упанишаде, впервые упоминается эта концепция.

Что же такое переселение душ?
Это учение имеет три формы. Первая форма – та, которая имеется в древних текстах Упанишад. Почему там возникло это представление? Потому что, согласно учению древних индийцев, в мире действует только Бог – и человека нет, и нет никого, кроме Него. Только Бог рождает из Себя мироздание и снова в Себя втягивает. Подобно тому, как солнце выбрасывает из себя протуберанцы, подобно тому, как из океана рождаются волны, разбиваясь о скалы, и снова уходят в океан, так все явления мира возникают, рождаясь из недр Божественного, и погружаются обратно в Него.
О перевоплощении каких-то душ говорится довольно условно, потому что, в конечном счёте, перевоплощается не человек, а Брахман, Единое Божественное. Он входит в этот мир, и каждый из нас, согласно этой концепции, есть лишь всплеск этого Брахмана, каждый из нас единосущен Божеству, и только надо опознать в себе эту тайну и помнить, что рано или поздно ты вернешься в это состояние. Тогда будет ясно, что перевоплощение души в других людях, в животных – это всё временные этапы, это часть грандиозных игр мирового океана, грандиозных моментов воплощения Абсолюта. В этой картине есть своё величие.
Но христианство иначе смотрит на вещи. Есть ли здесь что-нибудь общее с церковной точкой зрения? Да, несомненно, есть. Прежде всего, глубинная традиционная христианская точка зрения полностью согласна с учением Упанишад и других философов о том, что Божественная тайна невыразима, несовместима в наши понятия, что Божественное – это то, что находится по другую сторону частных конкретных человеческих мыслей, слов и определений. Но если в Упанишадах мы находим мысль, что высшая Божественная Личность – Атман – то это может определяться только отрицательно, что Он есть «не то, не то и не то», то же самое говорят и христианские богословы: Бог не может быть целиком, и адекватно втиснут в прокрустово ложе наших земных человеческих представлений.
Далее, христианство полностью разделяет взгляд, который проповедует Восток, о том, что духовное, безусловно, важнее материального, что духовное – это некая высшая ступень развития бытия, и что дух должен господствовать над телом, ибо «не хлебом единым жив человек». Здесь общность налицо.
Кроме того, в Упанишадах есть понятие "мокша" – спасение. И христианство это разделяет. Человечество, мир находятся в страдающем, болезненном состоянии; он нуждается в избавлении, спасении, а тот, кто не отдаёт себе отчет в этом, тот и будет прозябать во мраке. "Мокша" в Упанишадах – это великая жажда спасения. И христианство, которое ставит в центр своей проповеди учение о Спасителе и о спасении, конечно, является религией спасения. Но и здесь есть различие: для Востока спасение заключено, прежде всего, в осознании единства человека и Божества, полной тождественности. И для этого возникли определённые методы и упражнения – так родилась и техника йоги – для того, чтобы это осознание в себе вызвать и реализовать. Собственно, главная беда человека, согласно Упанишадам, в "авидьи", т. е. в неведении: человек не знает, что он часть Божества. *
Для христианства человек – творение. Он "не был" и "стал". Между бездной Абсолютного и нами – относительными – нет перехода, нет того излияния силы, которая бы превратилась в человека и мироздание. «В начале сотворил Бог небо и землю». «Небо и земля» – символ, образ Вселенной. Не излил из Себя, не исторг из Своих недр, а сотворил.
«Да будет свет», «Да произведёт вода душу живую», т. е. Абсолютное не рождает, а творит – вот здесь важнейшее, принципиальное, качественное отличие. Мы не единосущны Богу, мы – творение! Когда боговидец Моисей спросил у Бога: «Кто Ты есть? Как имя Твое?» Он ответил: «Я Сущий, Я Тот, Кто есть». Бог даёт понять, что его как бы нет, его бытие рождено потому, что Он дал ему бытие. *
В конце концов, согласно Упанишадам, единственным субъектом мира является только Бог. Согласно христианскому воззрению – Творец и второй, «малый Бог» – созданный им человек. Не излияние, а новая воля, противостоящая Ему, причём свободная, способная восстать против своего Создателя, противится Ему, и если желает прийти к Нему, то свободно. Спасение без свободы осуществляться не может.

У атеистов в 20-е годы сложился такой софизм для незадачливых людей: «Может ли Бог создать такой камень, который Сам не сможет сдвинуть?». Если Он не может, значит, Он не всемогущ, а если может, то опять не всемогущ, потому, что Он не может его сдвинуть.
Бердяев ответил: «Может, и этот камень есть человек». Человек… потому что он образ и подобие Божие, не излияние Бога, а alter ego, Его второе «я», созданное Им, а не рождённое.
Так вот, если учение о спасении как таковое нас роднит, то понимание спасения у нас совершенно разное. Для христианства спасение есть приобщение к Божественной жизни, но не растворение в ней. Для авторов Упанишад, для великих мудрецов Индии и тех, кто следовал за ними, высший этап спасения – полное исчезновение личности, ибо личность есть временный всплеск на поверхности бытия, а на самом деле есть только одна Личность, к Которой надо вернуться – это сверхличность Бога.
В Евангелии мы находим совершенно противоположную точку зрения: Господь говорит о том, что ангел каждой души предстоит на небесах перед Богом. (Мф.18:10), т. е. Ему дорог каждый. Созданная личность драгоценна для Творца, она не является только частью чего-то. Какое огромное различие!
В брахманизме, в Упанишадах, перевоплощение возможно потому, что Абсолют как бы входит в этот мир и играет в нём, играет, превращаясь в людей, зверей, в растения и т. д. Но потом Он должен вернуть всё обратно.

Есть в Индии другой вид учения о перевоплощении, буддийский, созданный в рамках великой религиозно – философской системы, основанной Гаутамой Буддой. Это пессимистическое воззрение.
Согласно учению Будды, личности не существует. Личность – это скандха, сумма некоторых элементов, которые потом продолжают существовать, но как таковая личность исчезает. Перевоплощение в буддизме, строго говоря, является лишь данью традиционным индийским взглядам, а в действительности, перевоплощаются лишь те элементы, дхармы, которые когда-то были выведены из состояния покоя, и вот они входят в мир, создают людей, души. Потом это распадается, но зло, сотворённое людьми, переходит в следующее воплощение. Того человека уже нет, но его зло, его болезнь, идут из поколения в поколение. И самое великое счастье – прекратить этот поток бесконечных возвращений. Спасение для буддизма – в том, чтобы пресечь жажду жизни, тришну, в том, чтобы выйти за пределы этого тяжёлого бытия. Поэтому, в конечном счёте, буддизм является учением о развоплощении.

Христианство есть учение о воплощении, о том, что Бог приходит в этот мир, и Он освящает небо, и землю, и звёзды, и плоть человека. Воплотившийся становится одним из нас, плоть и кровь человеческая струится в жилах Богочеловека. И личность не разрушается, а разрушается в ней только зло. Но если разрушается зло – это становится колоссальной опасностью для личности, ибо, выражаясь образно, чем больше зла в личности, тем меньше от неё остаётся. Потому что всё должно пройти сквозь «огнь». Естественно, речь идёт не об огне физическом. Входя в атмосферу земли, метеорит накаляется и сгорает. Входя в атмосферу иных миров, в душе сгорает всё злое, всё тёмное, всё чёрное, и полнота бытия человека в посмертии в значительной степени зависит от того, сколько, выражаясь опять-таки метафизически, остаётся после этого сожжения.

(Продолжение следует).


Об авторе все произведения автора >>>

Михаил Бузин, Россия

 
Прочитано 5092 раза. Голосов 3. Средняя оценка: 2.33
Дорогие читатели! Не скупитесь на ваши отзывы, замечания, рецензии, пожелания авторам. И не забудьте дать оценку произведению, которое вы прочитали - это помогает авторам совершенствовать свои творческие способности
Оцените произведение:
(после оценки вы также сможете оставить отзыв)
Отзывы читателей об этой статье Написать отзыв Форум
крылов олег 2009-01-15 04:39:21
Продолжайте,интересно.
 Комментарий автора:
Уже...

брат Cева 2010-03-23 20:40:55
Какой бред, спасибо , что узнал какой ерундой А.Мень страдал.
 Комментарий автора:
К счастью... не все так думают, как Вы. Вы ещё малы для этого...

брат Cева 2010-03-27 13:21:04
Что же вам конечно комфортно за этим бреом прятаться, и важничать. Понятно, что больше ничего не остаётся как создавать вид - что вё в порядке.
А всё далеко не в порядке.
Думаю, что ваша совесть легко подскажет вам, что это так, но есть шанс усыпить совесть - очередной выдумкой.
 
читайте в разделе Теология обратите внимание

Бытие, глава 1 - перевод с иврита - Инна Гительман
Все переводы с иврита сделаны мною с помощью Господа.

Библейские исследования. Действия Духа Святого. часть 2. - Инна Гительман

Дневник по книге пророка Исайи - Николай Погребняк
Сия книга не является ни теологическим исследованием, ни сборником проповедей – это дневник. Пророк Исайя отчаянно пытался передать свое ощущение постоянной близости Творца другим. Он хотел поделиться своей верой, наполнить ею сердца своих собратьев, чтобы они могли посмотреть на происходящее его глазами и увидеть духовные причины грядущего Ассирийского порабощения.

>>> Все произведения раздела Теология >>>

Проза :
78.Моя жизнь. Часть 33. Мама. И прочие религиозные рассуждения. - Наталия Маркова

Поэзия :
Він має рости - Лілія Мандзюк

Поэзия :
Как Ты велик! - Раиса Дорогая

 
Назад | Христианское творчество: все разделы | Раздел Теология
www.ForU.ru - (c) Христианская газета Для ТЕБЯ 1998-2012 - , тел.: +38 068 478 92 77
  Каталог христианских сайтов Для ТЕБЯ


Рамочка.ру - лучшее средство опубликовать фотки в сети!

Надежный хостинг: CPanel + php5 + MySQL5 от $1.95 Hosting





Маранафа - Библия, каталог сайтов, христианский чат, форум

Rambler's Top100
Яндекс цитирования

Rambler's Top100